Система сбыта агропродовольственной продукции: маркетинговый подход
https://doi.org/10.46666/2023-2.2708-9991.13
Аннотация
Целью статьи является разработка рекомендаций по вопросам совершенствования механизма системы сбыта и формирования каналов продвижения аграрной продукции. Методы – аналитический, обобщения, сравнительного анализа, экономико-статистический, экспертного опроса. Результаты – рассмотрены проблемы и перспективы создания национальной товаропроводящей сети (ТПС). Проанализированы факторы, влияющие на развитие ТПС. Авторы констатируют необходимость создания организованной и регулируемой оптовой торговли продуктами питания на основе эффективного использования и модернизации существующей инфраструктуры продовольственного рынка; совершенствования логистической системы агропромышленного комплекса; применения цифровых технологий, что позволит получить существенные экономические, социальные и экологические выгоды; повышения устойчивости всех элементов товаропроводящих цепочек производственных товаров – от производства до потребления. Выводы – показано, что активное непрерывное товародвижение осуществляется за счет увеличения инвестиций не только в строительство, но и модернизацию инфраструктуры; комплексной государственной поддержки производственно-сбытового процесса, роста эффективности взаимодействия его сегментов на основе формирования более разнообразных и результативных систем распределения, кратчайших путей поставок посредством сокращения числа посредников и развития территориальных рынков; планирования и регулирования ТПС на основе межсистемных и межрегиональных связей; учета интересов ее участников на основе создания гибкой товаропроводящей системы, построенной с учетом эффективных инновационных решений. Авторский подход заключается в целесообразности для производителя и потребителя перемещения сельхозпродукции через маркетинговые структуры, в связи с этим предлагается проведение ряда мероприятий институционального и рыночного управления.
Об авторах
Ж. С. РаимбековКазахстан
Раимбеков Жанарыс Сабирович – доктор экономических наук, профессор; профессор кафедры «Экономика и предпринимательство»
F19A1T8 ул. Сатпаева, 2, г.Астана
Б. У. Сыздыкбаева
Казахстан
Сыздыкбаева Бакыт Узакбаевна; доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Туризм»
F19A1T8 ул. Сатпаева, 2, г.Астана
П. К. Долтес
Казахстан
Долтес Любовь Константиновна; магистр экономики
F19A1T8 ул. Сатпаева, 2, г.Астана
Список литературы
1. Государственная программа развития торговли Республики Казахстан на 20212025 годы [Электронный ресурс].-2021.-URL: https://www.trade-help.com/torgovie-tehnologii/gpkz.html (дата обращения: 30.06.2021).
2. Аварский, Н.Д. Теория и методология инфраструктуры товародвижения на агропродовольственном рынке / Н.Д. Аварский, Н.А. Пролыгина // АПК: экономика, управление.2015.-№ 10. С.73-79.
3. Нуралиев, С.У. Торгово-экономическая политика и проблемы импортозамещения на продовольственном рынке / С.У. Нуралиев //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2018.- № 1.С. 2-5.
4. Полунина, Н.Ю. Выявление перспективных направлений развития инфраструктуры агропродовольственного рынка / Н.Ю.Полунина, Е.А.Попова // Российское предпринимательство.-2018.-№ 4.С. 1035-1048.
5. Ильина, З.М. Формирование эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции /З.М. Ильина.– Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2013. – 185 с.
6. Alexander, T.C. Factors determining distribution structure decisions in logistics: a literature review and research agenda/ T.C Alexander // Transport Reviews. -2018. N.39 (1). P.243-260.
7. Ivanov, D. Predicting the impacts of epidemic outbreaks on global supply chains: A simulation-based analysis on the coronavirus outbreak (COVID-19/SARS-CoV-2) case/ D. Ivanov // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review.-2020.-Vol.136.P. 1-14.
8. Day-Farnsworth, L. Satiating the Demand: Planning for Alternative Models of Regional Food Distribution / L.Day-Farnsworth, L.A. Morales // Journal of Agriculture, Food Systems, and Community Development. 2011. – N.2 (1). P. 227–247.
9. Киреенко, Н.В. Система сбыта продукции сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей: зарубежный опыт // Проблемы экономики. Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси.2011. - № 2 (13). С. 116-129.
10. Hobbs, J.E. Food supply chains during the COVID-19 pandemic/ J.E. Hobbs// Canadian Journal of Agricultural economics. 2020. Vol.68. N.2. P.171-176.
11. Статистика внутренней торговли Республики Казахстан [Электронный ресурс].2020.URL:https://www.stat.gov.kz/official/industry/17/statistic/7 (дата обращения: 19.09.2021).
12. Бордунов, И.В. Цифровизация в управлении цепями поставок /И.В. Бордунов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020.Т.10.№ 6А. С. 177-184.
13. Binkley, J.K. Nutrition and Food Choice: Home vs. Restaurants / J.K. Binkley // Journal of Consumer Affairs. -2019. Vol.53. N.3. P.1146–1166.
14. Balkibayeva, A. Development of digital technologies for agribusiness / A.Balkibayeva // Journal of Economic Research & Business Administration. 2021.-Vol.135.–N.1.-P.103-114
15. Сыздыкбаева Н.Б. Пути достижения устойчивости системы продовольственного обеспечения / Н.Б. Сыздыкбаева // Проблемы агрорынка.2021.-№4. С.208-218.
16. Акимбекова, Г.У. Современное состояние и потенциал развития сферы хранения и переработки плодоовощной про укции в Республике Казахстан / Г.У. Акимбекова, А.С. Сапаров, Б. Баймуханов, У.Р. Каскабаев // Проблемы агрорынка.-2018.-№4.-С.125-132.
Рецензия
Для цитирования:
Раимбеков Ж.С., Сыздыкбаева Б.У., Долтес П.К. Система сбыта агропродовольственной продукции: маркетинговый подход. Проблемы агрорынка. 2023;(2):136-146. https://doi.org/10.46666/2023-2.2708-9991.13
For citation:
Raimbekov Zh.S., Syzdykbayeva B.U., Doltes L.K. Agri-food marketing system: marketing approach. Problems of AgriMarket. 2023;(2):136-146. (In Kazakh) https://doi.org/10.46666/2023-2.2708-9991.13