Формирование маркетинговой среды в агропромышленном комплексе
https://doi.org/10.46666/2023-1.2708-9991.01
Аннотация
Одно из основных направлений развития экономики страны – отечественный агропромышленный комплекс. В настоящее время перед аграрной отраслью стоит множество проблем, среди которых высокий износ ее основных средств, недостаток производственных ресурсов и дефицит квалифицированных кадров, поскольку их большая часть сосредоточена в домашних хозяйствах населения, что в свою очередь снижает уровень хозяйственной активности и качество продукции.
Цель – изучение экономического механизма функционирования маркетинговой среды для повышения эффективности функционирования предприятий аграрного сектора. В статье рассмотрены особенности услуги маркетинга в сфере агропромышленного производства. Объект исследования – сельское хозяйство Акмолинской области Казахстана.
Методы – статистический анализ с использованием отраслевой информации официальной статистики и публикаций в научной литературе, вторичная информация, технологии товарной политики.
Результат – проанализированы внутренние и внешние факторы, влияющие на организацию маркетинговой деятельности Акмолинского региона по отраслям АПК, тенденции потенциального спроса, объема продаж продукции, конкурентные преимущества, подготовлены соответствующие предложения.
Выводы – на уровне региона представлена информация о предпочтениях потребителей, сильных и слабых сторонах конкурентов, прогнозировании изменений рыночной конъюнктуры. Маркетинговый подход – это процесс создания товара, определение цены, стратегии сбыта и продвижения. В современных условиях необходимости расширения возможностей аграрной экономики на фоне нехватки финансовых ресурсов субъектов агропромышленного производства для повышения конкурентоспособности должны разрабатываться и реализовываться собственные маркетинговые программы. Важнейшими, на взгляд авторов, в настоящий период являются оказание информационно-консультационной поддержки товаропроизводителям, а также привлечение инвестиций в сельскохозяйственную сферу.
Об авторах
Б. Е. РустембаевКазахстан
Рустембаев Базархан Ергешович; доктор экономических наук, профессор; Председатель Правления
050057 ул.Сатпаева, 30б, г. Алматы
Г. К. Абдигул
Казахстан
Абдигул Гүлжаухар Қазболатқызы; докторант Ph.D
010011 пр. Победы, 62, г. Астана
Ж. А. Амангельдиева
Казахстан
Амангельдиева Жанар Амангельдиевна; докторант Ph.D; кафедра «Экономика и предпринимательство»
010000 ул. Кажымукана, 11, г. Астана
Список литературы
1. Бекбенбетова, Б. Қазақстанның ауылшаруашылығы салаларын дамыту мәселелері / Б. Бекбенбетова, Ж.Б. Рахметулина // Проблемы агрорынка.2018. № 1.Б. 38-49.
2. Молдашев, А.Б. Проблемы устойчивого функционирования продовольственной системы Республики Казахстан / А.Б. Молдашев, Г.А. Никитина // Проблемы агрорынка. -2019.№2. – С.11-19.
3. Onyusheva, I.V. Exploring foreign market entry strategies as a way of international business expansion / I.V. Onyushev // Bulletin of the University "Turan".–2020.–N.1(85).–P.10-11.
4. Әбішев, Ә.Ә. Маркетинг: Оқулық / Ә.Ә. Әбішев, С.А.Герасименко, С.А. Каленова.– Алматы: Экономика, 2014. – 94 б.
5. «Ауыл, орман, аңшылық және балық шаруашылығы» статистикалық жинағы. Қазақстан Республикасы Стратегиялық жоспарлау және реформалар агенттігі Ҧлттық статистика бюросы [Электрондық ресурс]. – 2021. – URL: https://www.stat.gov.kz/ (қаралған кҥні: 27.11.2022).
6. Bachev, H. About the Governance Efficiency of Agricultural Farms. The Case of Bulgaria / H. Bachev // Journal of Applied Economic Sciences. 2022.Vol. 12.P. 5-20.
7. Хишауева, Ж.Т. Маркетинг: оқу қҧралы / Ж.Т. Хишауева.Қарағанды, 2015.–151 б.
8. Искендирова, С.Қ. Ауыл шаруашылығын субсидиялау мәселелері / С.Қ. Искендирова, Р.К. Конуспаев, Т.Ж. Демесинов // Қарағанды университетiнiң хабаршысы. «Экономика» сериясы. -2019. №4 (96).Б. 61-66.
9. Каменова, М.Ж. Особенности форм хозяйствования агропромышленного комплекса в устойчивом развитии сельского хозяйства / М.Ж. Каменова, Б.К. Джазыкбаева // Вестник Карагандинского университета. Серия «Экономика». – 2019. № 2. – С. 52-62.
10. Vanky, M. The lack of dynamic competition and the market insufficiency for agricultural productivity growth: Implications for the role of the state / M. Vanky // Journal of the Association for Agricultural and Applied Economics. – 2022. – N. 1. – P. 374–384.
11. Камилов, М.К. Маркетинг на предприятиях АПК и проблемы его развития / М.К. Камилов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 6. С. 27-35.
12. Джангарашева, Н.В. Развитие маркетинга в агропромышленном комплексе / Н.В. Джангарашева, М.Б. Шакенова, Ж.Ж. Алиева // Проблемы агрорынка.-2019.№2.– С. 55-62.
13. Тәжібаева, Ж.О. Агроӛнеркәсіптік кешеннің экономикасы: практикум / Ж.О. Тәжібаева. Алматы: New book, 2018. –143 б.
14. Buryk, Z. Agroindustrial Complex in the Eastern European Countries in the Context of Sustainable Development / Z. Buryk // The Journal of Social Sciences Research. – 2019. – Vol. 5. – N. 4. – P. 838-845.
15. Егизбаева, Г.К. Қазақстандағы аграрлық серіктестік жағдайы мен кооперацияның теориялық аспектілері / Г.К. Егизбаева, Б.К. Егизбаев, М.Б. Карибаев, Ж.Қ. Жарылқасын // «Тҧран» университетінің хабаршысы. 2022.- № 2 (94) – Б. 117-122.
Рецензия
Для цитирования:
Рустембаев Б.Е., Абдигул Г.К., Амангельдиева Ж.А. Формирование маркетинговой среды в агропромышленном комплексе. Проблемы агрорынка. 2023;(1):13-22. https://doi.org/10.46666/2023-1.2708-9991.01
For citation:
Rustembayev B.E., Abdigul G.K., Amangeldiyeva Zh.A. Formation of marketing environment in agro-industrial complex. Problems of AgriMarket. 2023;(1):13-22. (In Kazakh) https://doi.org/10.46666/2023-1.2708-9991.01