Емкость органического рынка продовольствия Республики Казахстан: возможности потребления отдельными социально-демографическими группами населения
https://doi.org/10.46666/2023-1.2708-9991.18
Аннотация
В Казахстане на государственном уровне, международными и общественными организациями, бизнес-компаниями и сельхозпроизводителями осуществляется планирование по производству органической продукции и еѐ продвижению на внутреннем рынке. Однако с экономической точки зрения без учета его реальных возможностей достаточно сложно сократить риски и возможные убытки.
Цель – расчет потенциальных объемов казахстанских органических пищевых продуктов.
Методы – в связи с тем, что статистика по потреблению экологически чистой продукции и вероятность применения большинства методов отсутствует, исследование базируется на основе ее использования отдельными социально-демографическими группами граждан. Оценка емкости отечественного рынка натуральных продуктов питания в данной работе состоит из цепочки последовательных действий.
Результаты – с учетом специфики органического сельского хозяйства определены потребители, представленные наиболее состоятельными слоями населения и семьями с детьми, чей уровень потребления приближен к рекомендуемым научно обоснованным физиологическим нормам. Также показаны ассортимент, размер ценовой премии и потребительский спрос на органическую продукцию.
Выводы – рассчитаны рыночный сегмент по различным категориям экологически безопасных товаров и суммарная потенциальная емкость агрорынка, которая составила 211,5 млрд тенге. Полученные данные могут быть использованы в перспективе при выстраивании траектории развития внутренней рыночной структуры, составлении стратегических планов центральными и местными исполнительными органами, сельскохозяйственными производителями и другими участниками рыночных взаимоотношений. Финансовая поддержка государством предприятий, переходящих на органическое производство может быть осуществлена в таких формах, как льготное кредитование, система государственных закупок, предоставление субсидий, частичное возмещение затрат.
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. КлимовКазахстан
Климов Евгений Владимирович; старший научный сотрудник; Казахский НИИ экономики АПК и развития сельских территорий, Председатель Казахстанской федерации движений органического сельского хозяйства (KAZFOAM)
050057 ул. Сатпаева, 30Б, г. Алматы
Ш. М. Кантарбаева
Казахстан
Кантарбаева Шырын Мырзахановна; доктор экономических наук, доцент; профессор Школы права и государственного управления
050035 ул. Жандосова, 55, г. Алматы
Ж. К. Калымбекова
Казахстан
Калымбекова Жанна Калымбековна; докторант Ph.D
040009 ул. Жансугурова, 187а, г. Талдыкорган
Список литературы
1. Grand View research. Organic Food and Beverages Market Size, Share & Trends Analysis Report By Product (Organic Food, Organic Beverages), By Distribution Channel, By Region And Segment Forecasts, 2022-2030 [Electronic resource].- 2022. Available at: https://www.grandviewresearch.com/industry-analysis/organic-foods-beverages-market/methodology (date of access: 12.10.2022).
2. Helga, W. The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging Trends 2022 / W. Helga, J. Travnicek, C. Meier, B. Schlatter. - Bonn: Research Institute of Organic Agriculture FiBL, Frick, and IFOAM – Organics International, 2022. – 341 p.
3. Григорук, В.В. Органическое сельское хозяйство: концептуальная позиция / В.В. Григорук, Е.В. Климов // Проблемы агрорынка.- 2020.- №3. - С. 88-101.
4. Григорук, В.В. Модель агроформирования по производству органической сельскохозяйственной продукции с добавленной стоимостью / В.В. Григорук, Ч.У. Акимбекова, Е.В. Климов, Ж.С. Досумова // Проблемы агрорынка. - 2018. - №2. – С. 82-89.
5. Климов, Е.В. Выбор и оптимизация каналов сбыта для мелкотоварных органических производителей плодоовощного направления / Е.В. Климов, Б.У. Асилов //Проблемы агрорынка. – 2022. - №4. – С. 94-103.
6. Репин, С.С. Экономическая теория: закономерности потребительского поведения /С.С. Репин//Путеводитель предпринимателя. – 2021. - №14 (3). – С. 172-178.
7. Eurostat. Data Browser. Final consumption expenditure of households by consumption purpose (COICOP 3 digit) [Electronic resource]. -2022. Available at: https://www.ec.europa.eu/eurostat/ (date of access: 10.12.2022).
8. Economic Research Service U.S. Department of agriculture (USDA). Food Prices and Spending [Electronic resource].-2022. Available at: https://www.ers.usda.gov/data-products/agand-food-statistics-charting-the-essentials/foodprices-and-spending (dateofaccess:30.12.2022).
9. Statistics Canada. [Electronic resource].- 2022. Available at: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=1110012501 (date of access: 31.12.2022).
10. Уровень жизни населения в Казахстане. Статистический сборник. Бюро Национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – 2022.- URL: www.stat.gov.kz (дата обращения: 10.10.2022).
11. Банникова, Н.В. Перспективы развития рынка органических продуктов питания с учетом факторов потребительского спроса / Н.В Банникова, Н.В. Воробьева, Ю.В Орел, А.Р. Байчерова //Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2022. - Т.15. - №1(72). – С. 190.
12. Kushwah, S., Dhir, A., & Sagar, M. Understanding consumer resistance to the consumption of organic food. A study of ethical consumption, purchasing, and choice behaviour. Food Quality and Preference [Electronic resource]. - 2022. Available at: https://www.cabdirect.org/cabdirect/abstract/20193466547 (date of access: 10.10.2022).
13. Radojevic, V., Simin, T.M., Trbic, G.D, Milic, D. A Profile of Organic Food Consumers - Serbia Case-Study. Sustainability [Electronic resource]. - 2021. Available at: https://www.mdpi.com/2071-1050/13/1/131 (date of access: 10.01.2023).
14. Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 9 декабря 2016 года №503 «Об утверждении научно обоснованных физиологических норм потребления продуктов питания» [Электронный ресурс]. - 2022. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600014674 (дата обращения: 10.10.2022).
15. Chen, D., Jaenicke, E., Yan, J., Tian, K., & Nayga, R. Price promotion of organic foods and consumer demand. Renewable Agriculture and Food Systems [Electronic resource]. - 2023. Available at: https://www.cambridge.org/core/journals/renewable-agriculture--and-food-systems/article/abs/price-promotion-of-organicfoods-and-consumer-demand/7353FEDF4DA33F382EA1081FCFED107D#access-block (date of access: 10.11.2022).
16. Schahczenski, J. Understanding Organic Pricing and Costs of Production NCAT Agriculture and Natural Resource Economist, and Emily Post. [Electronic resource]. - 2022. Available at: https://attradev.ncat.org/wp-content/uploads/2022/08/organic_pricing_110619.pdf (date of access: 29.12.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Климов Е.В., Кантарбаева Ш.М., Калымбекова Ж.К. Емкость органического рынка продовольствия Республики Казахстан: возможности потребления отдельными социально-демографическими группами населения. Проблемы агрорынка. 2023;(1):161-171. https://doi.org/10.46666/2023-1.2708-9991.18
For citation:
Klimov Ye.V., Kantarbayeva Sh.M., Kalymbekova Zh.K. The capacity of organic food market of the Republic of Kazakhstan: the possibility of consumption by certain socio-demographic groups of the population. Problems of AgriMarket. 2023;(1):161-171. (In Russ.) https://doi.org/10.46666/2023-1.2708-9991.18