Preview

Выбор и оптимизация каналов сбыта для мелкотоварных органических производителей плодоовощного направления

https://doi.org/10.46666/2022-4.2708-9991.10

Аннотация

Цель – выявить и проанализировать распространенные каналы сбыта органической продукции, возможности внедрения альтернативных маркетинговых стратегий по ее реализации для мелкотоварных производителей Алматинской области, которые осуществили переход на органическое плодоовощеводство. Объект исследования – международный и казахстанский опыт построения организационно-экономических отношений по поводу производства и продажи продуктов органического сельского хозяйства. Методы – наряду с кабинетными методами исследования обобщена отраслевая информация из источников открытого доступа, научной литературы, опроса хозяйствующих субъектов. Результаты – рассмотрен международный опыт по формированию системы распределения экологически чистой продукции, определена цепочка создания ее стоимости в зависимости от масштаба производства. В Казахстане, где выпуск органических товаров насчитывает около 20 лет и представлено крупными сельхозпроизводителями зернового направления, ориентированном на экспорт, соответственно были задействованы непрямые направления торговли органическим сырьем. Зарождающийся внутренний рынок экопродукции, вовлечение мелких производителей в этот сектор требует принятия эффективных маркетинговых программ и внедрения широкого спектра прямых поставок. Обоснованы возможности внедрения таких типов маркетинга, как план предложений после получения информации о потребностях покупателей «Органик бокс», поддерживаемый сообществом фермерство (CSA - Community-supported agriculture), централизованная платформа для управления продажами U-pick, органические фермерские рынки и ярмарки-продажи, магазины при органических фермах, органические рестораны, государственные закупки, агротуризм и интернет торговля. Выводы – выбор точек реализации органической продукции является важным управленческим решением, влияющим на экономическую эффективность сельскохозяйственного предприятия. Для производителей, имеющих мелкотоварный характер хозяйства, следует развивать несколько каналов сбыта, когда производитель напрямую работает с потребителями, обеспечивая тесные связи.

Об авторах

Е. В. Климов
Казахский научно-исследовательский институт экономики агропромышленного комплекса и развития сельских территорий
Казахстан

Климов Евгений Владимирович; старший научный сотрудник; Председатель Казахстанской федерации движений органического сельского хозяйства (KAZFOAM)

050057 ул. Сатпаева, 30Б, г.Алматы



Б. У. Асилов
Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина
Казахстан

Асилов Бахыт Умирзакович; кандидат экономических наук; и.о. ассоциированный профессор кафедры «Менеджмент и маркетинг»

010011 пр. Женис, 62, г.Астана



Список литературы

1. Григорук, В.В. Модель агроформирования по производству органической сельскохозяйственной продукции с добавленной стоимостью / В.В. Григорук, Г.У. Акимбекова, Е.В. Климов, Ж.С. Досумова // Проблемы агрорынка. -2018.-N 2.-C.82-89.

2. Ахунова, И.Б. Эффективные методы организации сбыта фермерской продукции / И. Б. Ахунова // Аграрная наука - сельскому хозяйству: Матер. Всероссийской научн.- практ. конф., посвященной 60-летию Адыгейкого НИИСХ, Майкоп, Республика Адыгея, 2021.- Майкоп, 2021. – С. 19-23.

3. Commission Regulation (EC) No 889/2008 of 5 September 2008 laying down detailed rules for the implementation of Council Regulation (EC) No 834/2007 on organic production and labelling of organic products with regard to organic production, labelling and control. Latest consolidated version [Electronic resource].- 2022.-URL: https: https://www.ecolex.org (date of access: 12.08.2022).

4. Ярош, О.Б. Рынок органической продукции региона. Каналы распределения и стратегии их развития/ О.Б. Ярош, Э.А. Митина // Экономика региона.- 2020.- Т.16.- Вып.1. - С.141-156. https://doi.org/10.17059/2020-1-11.

5. Канкулов, А.М. Каналы распределения продукции и повышение их эффективности / А.М. Канкулов // Моя профессиональная карьера. – 2020. – Т. 1. – № 14. – С. 100-104.

6. Sanders, J., Zanoli, R., Willer, H. European Commission, Directorate-General for Agriculture and Rural Development. Distribution of the added value of the organic food chain: final report, Publications Office [Electronic resource].- 2017.-URL: https://data.europa.eu (date of access: 10.08.2022) https://doi.org/10.2762/678520.

7. Hamzaoui-Essoussi, L. and Zahaf, M. Production and Distribution of Organic Foods: Assessing the Added Values in Organic Farming and Food Production [Electronic resource].- 2012.-URL: https://www.intechopen.com/chapters/40659 (date of access: 10.08.2022). https://doi.org/10.5772/52445.

8. Prabha, K, & Tamilselvi, T. A. (2018). Direct Marketing Channels and Strategy for Organic Products. Shanlax International Journal of Commerce [Electronic resource].- 2018.-URL: https://zenodo.org (date of access: 20.09.2022). https://doi.org/10.5281/zenodo.1461423.

9. Kummer, S., Milestad, R. The Diversity of Organic Box Schemes in Europe-An Exploratory Study in Four Countries [Electronic resource].- 2020.- URL: https://www.mdpi.com (date of access: 20.09.2022). https://doi.org/10.3390/su12072734.

10. Vaderna, C., Home, R., Migliorini, P. Overcoming divergence: managing expectations from organisers and members in community supported agriculture in Switzerland [Electronic resource].- 2020.- URL: https://www.researchgate.net (date of access:20.08.2022). https://doi.org/10.1057/s41599-022-01115-6.

11. Aurélien Rouquet & Gilles Paché. Reenchanting logistics: the cases of pick-your-own farm and large retail stores, Supply Chain Forum: An International Journal [Electronic resource].- 2017.- URL: https://www.tandfonline.com (date of access: 20.09.2022). https://doi.org/10.1080/16258312.2017.1279031.

12. Казначеева, С.Н. Агротуризм как одно из перспективных направлений индустрии туризма / С.Н. Казначеева, Е.А. Челнокова, Е.А. Коровина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017.-№3-2.-С.248-252.


Рецензия

Для цитирования:


Климов Е.В., Асилов Б.У. Выбор и оптимизация каналов сбыта для мелкотоварных органических производителей плодоовощного направления. Проблемы агрорынка. 2022;(4):94-103. https://doi.org/10.46666/2022-4.2708-9991.10

For citation:


Klimov Ye.V., Assilov B.O. Selection and optimization of distribution channels for small-scale organic producers of fruits and vegetables. Problems of AgriMarket. 2022;(4):94-103. (In Russ.) https://doi.org/10.46666/2022-4.2708-9991.10

Просмотров: 318


ISSN 1817-728X (Print)
ISSN 2708-9991 (Online)